1915 - 1932 гг. – Основание Московского аэротехнического завода, который производил сложную высокотехнологичную продукцию для авиации:
Завод стал главным в стране разработчиком и производителем самолетных винтов и лыж. Поставлял винты для боевых самолетов Ил-2, ЯК-3, МИГ-3, Ла - 1Т.
--- Коллектив завода получил почетный заказ правительства – оснастить винтами гиганта советской авиации самолет «Максим Горький». Это был вызов, аналога которому не было в мировой практике, предстояло решить сложнейшее техническое решение, а именно изготовить лопасти винта длиной 2,5 метра и весом – 120 кг.
Из воспоминаний рабочих: «Работали про 12-16 часов, спали часто в цехе. Завернешься во что-нибудь и завалишься прямо на стружку. Часто давали задание повышенное. Если не выполним, вся бригада не получит талоны на ужин. Срывы были большой редкостью... Пили чай из сушеной моркови без сахара, а по праздникам покупали картошку…».
1932г. - Заводу присвоили имя наркома Серго Орджоникидзе.
Из отчета партийного комитета 1944 года: «Являясь пионером винтового строения, завод многие годы был единственным в нашей стране предприятием по производству воздушных винтов. За годы войны выпуск этой продукции увеличен в 2,5 раза».
1945г. - Награждение завода орденом Трудового Красного Знамени.
1946-1950гг. - Завод переходит с продукции военного времени на освоение и промышленное производство пневматического инструмента для механизации строительных работ.
1950г. - Осваивается промышленное производство компрессоров для строительных работ.
1955 – 1970гг. – Осваивается производство гидравлики. Выпущены первые 500 штук аксиально-поршневых насосов типа НПА-64. Начинается производство топливозаправщиков и технологического оборудования для ракетно-космической техники. Разрабатываются собственный парк станков для массового производства гидравлических насосов. Идет освоение серийного производства пневматических машин нового поколения, постоянная модернизация производства, внедрение автоматизации и рационализаторских предложений (в нынешние времена это называется СМК – системой менеджмента качества) позволяет увеличить выпуск насосов с 5 тыс. шт. до 75 тыс. шт. в год.
Мариэтта Шагинян, писательница, «Очерк, посвященный развитию Урала», 1977г.: «В том, что произошло на самом показательном участке нашего тыла, на промышленном Урале, есть черты эпохального значения. Мы должны восстановить, а во многом и заново отстроить освобожденные от врага деревни и города. Мы перенесем в эти освобожденные районы все наши уральские находки: и скоростные методы строительства, и скакнувшую вперед технику, и упрощенную, убыстренную технологию, – все то, что оправдало себя на Урале».
1970 – 1990гг. – В 70х г. Начало освоения производства нерегулируемых аксиально-поршневых гидромашин по лицензии немецкой компании Mannesmann (Rexroth-Bosch на сегодняшний день). Изготовлено 3.7 тыс. шт. гидромоторов серии 210.20 Расширение производства товаров народного потребления. В 1972г. - Выпуск гидромоторов достиг 100 тыс. шт. в год. В 70-80гг - производство заправщиков ракет на базе колесных грузовиков топливом гептил 5Л62А и 5Л22А. 1982г. - Огромноедостижение в создании гидромотора 310.25 повышенного давления. За его разработку завод «ПневмоСтройМашина» получил премию Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР. 1984г.– Впервые в стране освоено производство регулируемых гидромоторов 209.25. Начинается производство и серийный выпуск модернизированного снегопогрузчика КО-206. Было произведено более 4 тыс. шт. снегопогрузчиков.
Из книги «Товарищ завод», 1990 г., посвященной истории завода «ПневмоСтройМашина»: «В 1969 году Министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР определило два основных завода-изготовителя для производства гидравлики по лицензии ФРГ: московский завод им. Калинина и одесский «Стройгидравлика». Требовались миллионы капвложений в строительство и оборудование. Министр отметил: «Вот, товарищи, у нас есть завод «ПневоСтройМашина», который освоил в сжатые сроки массовое производство насосов НПА-64, обеспечил отрасль без вовлечения крупных вложений. Заводу планировали трудоемкость насоса 50 часов, а он достиг 8». Это оценили, как большое достижение и включили завод в число изготовителей гидрооборудования».
Именно так шло становления одного из флагманов отечественной гидравлики. Хоть и был насос сделан по лицензии немцев, но куда же без них… По моему мнению, только немецкие конструкторы перенимали все достижения Российской Империи, так как жили, служили и почти стали русскими, с ее мозгами и местными «кулибинами», и в следствие своей педантичности никогда не бросали начатого и доводили все до логического завершения. А Россию тем временем начинали разрывать капиталистические войны… Но это совсем другая история, о которой можно много и долго говорить.
Итак, подведем итог. В СССР начинает зарождаться огромный кластер – машиностроение.
Что было дальше в постсоветский период читаем в продолжении темы 105 лет заводу!!!
До новых встреч, дорогие друзья!!!
Применение смазочных материалов для аксиально-поршневых гидромашин.
Выбор марки масла для техники и основные характеристики масел. …
10 февраля 2024
Изменение разъёма в гидромашинах с пропорциональным…
В целях улучшения свойств и параметров гидромашин, произведена…
31 января 2024
Доброго времени суток, друзья! Тема нашей с вами сегодняшней встречи…
22 октября 2023